Туроперейтинг
Законодательство и туризм в РФ

 

 
Навигация: Главная Гражданско-правовая ответственность туристических фирм Форс-мажорные обстоятельства
Почти вся Латинская Америка стала для россиян безвизовой
Теперь гораздо проще и без мороки с документами можем ехать еще и в Уругвай. Еще одной безвизовой для россиян страной на
В Стамбуле открыли новый аквариум с видеофильмами 5D
Его посетитель узнает о подводном и надводном мире от Черного моря до Тихого океана [видео] В Стамбуле открылся новый
 
Форс-мажорные обстоятельства

В соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, чрезвычайных обстоятельств. К форс-мажорным обстоятельствам (обстоятельствам непреодолимой силы) относятся природные катастрофы, политические или экономические войны и ряд иных явлений, предотвращение которых человеком было невозможно. Некоторые туристские фирмы, пытаясь ограничить свою ответственность, включают в число форс-мажорных обстоятельств, и те, которые являются преодолимыми человеком и могут быть им устранены. Например, в туристском договоре фирмы «ЗевсТревел» существовала следующая трактовка форс-мажора: «Компания не несет ответственности за отмену, задержку или изменения вашего тура, происшедшие по причинам, находящимся вне сферы контроля компании, таким, как: угроза военных действий, переворотов, беспорядков по причинам экономического характера, забастовок, катастроф, террористических актов, технических поломок и механических повреждений самолетов, закрытий аэропортов, отмены автобусного сообщения, маршрутов такси». В данном примере нельзя отнести к форс-мажорным технические поломки самолетов, закрытия аэропортов, отмену автобусного сообщения и маршрутов такси.

Судебная практика, рассматривая проблему ограничения ответственности туристских фирм, посредством расширения форс-мажорных обстоятельств, определила, что нарушения обязанностей со стороны контрагентов турфирмы не могут относится к обстоятельствам непреодолимой силы. В туристском Законе указывается, что туроператор приобретает право на услуги, входящие в тур, на основании договоров с лицами, предоставляющими отдельные услуги, соответственно неисполнение или ненадлежащие исполнение обязанностей контрагентами турфирмы не могут служить причиной ограничения ее ответственности.

Включение в туристский договор форс-мажорных обстоятельств требует полного определения следующих положений:

1. договориться об освобождении сторон от ответственности ввиду невозможности исполнения обязательств, перечислить события, которые стороны согласились считать форс-мажорными;

2. установить обязательность уведомления в определенный срок о наступлении непредвиденных обстоятельств, их прекращении, предусмотреть последствия не уведомления;

3. необходимо определить нейтральную компетентную организацию, которая должна подтвердить факты, содержащиеся в извещении стороны контракта о наступлении форс-мажорных обстоятельств;

4. установить срок действия форс-мажорных обстоятельств, в течение которого контракт остается в силе;

5. предусмотреть порядок определения дальнейших отношений сторон, если в течение согласованного сторонами срока форс-мажорные обстоятельства продолжают действовать.

Ответственность турфирмы исходит из смысла самого заключаемого ею с туристом договора, согласно которому турфирма не только оказывает туристкие услуги, но и формирует и обеспечивает продвижение услуг проживания, питания и развлечения. Кроме того, согласно ст. 6 Закона о туризме, турист имеет право на обеспечение во время тура или после него своих потребительских прав и возмещение убытков, компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора туроператором или турагентом. В соответствии со ст. 10 Закона о туризме турист вправе требовать от туроператора или турагента оказания ему всех услуг, входящих в тур, независимо от того, кем эти услуги оказываются.

 


 
© 2010-2015 tourism-marketing.ru