Туроперейтинг
Законодательство и туризм в РФ

 

 
Навигация: Главная Правовое регулирование туристической деятельности в РФ Ответственность сторон туристского договора
Почти вся Латинская Америка стала для россиян безвизовой
Теперь гораздо проще и без мороки с документами можем ехать еще и в Уругвай. Еще одной безвизовой для россиян страной на
В Стамбуле открыли новый аквариум с видеофильмами 5D
Его посетитель узнает о подводном и надводном мире от Черного моря до Тихого океана [видео] В Стамбуле открылся новый
 
Ответственность сторон туристского договора
В случае нарушения договорных положений в отношении турфирмы и туриста наступает гражданско-правовая ответственность. Любая ответственность вытекает из обязанностей сторон, качества и порядка их выполнения. В результате ненадлежащего выполнения обязанностей каждая из сторон договора об оказании туристских услуг вправе требовать компенсации за причинение ей вреда ущемлением ее прав.
Ответственность за выполнение обязательств по договору присуща не только туристской фирме, но и туристу-клиенту. В случае, если турист откажется от исполнения договора до его реализации по собственной инициативе, он должен компенсировать турфирме ее расходы. Данное положение предусматривается статьей 782 ГК РФ. Спорным является включение в туристский договор пунктов, определяющих возмещение, удерживаемое с туриста в случае его одностороннего отказа от исполнения договора, в процентах, определяемых в зависимости от срока отказа. На практике в зависимости от сроков расторжения договора размер этой суммы может колебаться от 10 до 100% стоимости тура.
В ст. 782 ГК РФ определяется, что заказчик вправе отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. В то время как в законе о «Защите прав потребителей» указывается, что потребитель вправе расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги) в любое время, уплатив исполнителю часть цены пропорционально части выполненной работы (оказанной услуги) до получения извещения о расторжении указанного договора и возместив исполнителю расходы, произведенные им до этого момента в целях исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены работы (услуги).
Между тем в п. 1 ст. 782 ГК РФ предусматривается только одно условие - уплата исполнителю фактически понесенных им расходов и ничего не говорится о цене. В этом случае получается, что если турист расторгнул договор и досрочно выехал из гостиницы, отказавшись от размещения, а туристская фирма уже заплатила за проживание полную сумму, то турист не вправе требовать от фирмы возврата стоимости не востребованной части услуг размещения. А согласно, Закона «О защите прав потребителей» наоборот турист вправе потребовать возврата стоимости неиспользованной части услуг. Представляется, что между статьями противоречий нет. Эти статьи отражают различный порядок ценообразования при выполнении работ и оказании услуг.
Соответственно турфирма не может при расторжении договора требовать от туриста произвольной выплаты определенных процентов, чтобы получить компенсацию за фактически произведенные расходы она должна доказать их наличие (счета из гостиницы, предприятия питания, транспортные расходы и т.п.).
Если ответственность туриста перед туристской фирмой сегодня рассматривается самим туристом как нонсенс, то ответственность туристской фирмы воспринимается как обязательный атрибут. В связи с этим, среди туристов появились лица недобросовестные или с повышенными способностями к сутяжничеству, которые, приобретая туристские маршруты, заведомо готовятся не к отдыху, а к работе, состоящей в поиске недоработок на данном маршруте и последующим выяснением отношений с фирмой в суде. Совладать с туристами-«рэкетирами» сегодня не просто. Для этого нужна единая политика общественных объединений туристских фирм, взывающая к объективности туристов, контрольно-инспекционных органов и суда. Федеральный Закон РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» защищает российский бизнес от «недобросовестных проверяющих», но пока не известно кто или что защитит российские туристские фирмы от «недобросовестных туристов».
 
© 2010-2015 tourism-marketing.ru