Профиль работы туроператора — есть доминирующие в его ассортименте виды или географические направления туров, в которых:
- доля в объеме продаж туроператора максимальна;
- продажа обеспечивает основную долю прибыли туроператора;
- в реализации которых туроператор достиг наивысшего мастерства и профессионализма;
- потребитель идентифицирует оператора на рынке.
Профиль присутствует в деятельности любого туроператора, вне зависимости от рода деятельности, которой он занимается. Каждый туроператор — специалист в организации конкретного вида туров или в работе с тем или иным географическим направлением. Профиль деятельности оператора может быть, как популяризован (то, есть широко известен на потребительском рынке), так и малоизвестен потребителям. Популяризация профиля деятельности туроператора может быть основой проводимых им рекламных кампаний, поскольку добиться идентификации на рынке собственного названия с перечнем географических направлений или видов туров - мечта практически любого туроператора. С другой стороны, чересчур популяризованный профиль работы оператора может негативно сказаться на его дальнейшей деятельности, связанной с освоением новых направлений или видов туров, поскольку общественное мнение потребителей тяжело и дорого поменять.
Как уже было сказано, профиль работы оператора может базироваться на видах предлагаемых туров и на географических направлениях его работы. В зависимости от типа применяемых транспортных средств в организуемых турах, оператор может специализироваться на продаже авиатуров, круизов, железнодорожных и автобусных туров (Таблица 1). В зависимости от целей туров: оператор может специализироваться на продаже познавательных (экскурсионных), паломнических, обучающих, экологических, оздоровительных, тематических туров, туров, ориентированных на отдых: клубный отдых и таймшер, деревенский отдых, молодежный туризм и т.д.
Таблица 1
|
Достоинства
|
Недостатки
|
Примечания
|
Автотуры
|
1. Максимальная мобильность.
2. Возможность, остановок в пути.
3. Максимальная информативность.
4. Доступность (дешевизна)
|
1. Минимальная степень комфорта.
2. Загрязнение окружающей среды.
3. Необходимость получения транзитных виз.
4. Небольшая скорость движения
|
Различают:
- линейные автотуры (пункты отправления и назначения не совпадают);
- замкнутые автотуры (пункты отправления и назначения совпадают);
- радиальные автотуры (предполагают ночевки в одном месте и однодневные выезды по маршруту)
|
Железнодорожные туры
|
1. Большая степень комфорта в дороге.
2. Высокая информативность.
3. Доступность (дешевизна).
4. Средняя мобильность
|
1. Необходимость получения транзитных виз.
2. Невысокая скорость движения.
3. Поставщик туристических услуг (железные дороги) - естественный монополист
|
|
Авиатуры
|
1. Максимальная скорость передвижения.
2. Средний или высокий уровень комфорта в дороге.
3. Максимальный географический охват.
4. Нет необходимости в транзитных визах
|
1. Низкая информативность туров.
2. Дороговизна.
3. Низкая мобильность (зависимость тура от места расположения аэропорта)
|
|
Круизы
|
1. Максимальный комфорт туристов.
2. Единство средства размещения, питания, транспортировки и досуга.
3. Возможность сходить на берег по круизным спискам (вообще без визы)
|
1. Синдром замкнутого пространства.
2. Низкая скорость движения судов.
3. Дороговизна
4. Низкая мобильность туров
|
Бывают круизы:
- замкнутые (порты отправления и возвращения совпадают);
- разомкнутые (порты отправления и возвращения не совпадают)
|
Таким образом, в зависимости от того, какой вид туров в ассортименте оператора является доминирующим, они могут специализироваться, например, на круизах или автобусных турах. |